ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

09.12.2004 Мысли по поводу: Развитие малого инновационного бизнеса
Размышления на тему: «Что необходимо сделать для развития инновационного бизнеса» Казалось бы все просто. Россия Сибирью будет прирастать. Урал - опорный край державы. Мы металл и камень плавим. Без инноваций – нет перспектив. Без малого бизнеса и среднего класса- нет будущего. Ни у страны, ни у отдельно взятой области. Область, как и страна, продает сырье, металл. Есть 25 фондов поддержки предпринимательства. Около 40 различных организаций, цель которых - поддержка бизнеса. Или не цель, а декларативные лозунги. Но тем не менее. Проводятся круглые столы, заседают комитеты, а количество проблем у малых производственных и инновационных предприятий почему-то не снижается. Наоборот, многие их тех, кто пришел в бизнес в 90-х, говорят о том, что сейчас не решились бы это сделать. Какие же есть основные проблемы: - Длинные и недорогие кредиты недоступны, - Офисные, производственные и складские помещения – недоступны, т.е. они есть, но по приличным ценам, - Как только что-то начинает развиваться более интенсивно – появляются административные барьеры, от «пирога» хочется отхватить кусочек, - Крупными партиями новый продукт еще не научились делать – нормально продавать не умеем, а маленькие партии никто и не берется. Большие накладные расходы на заводах. Итого приватизации – она прошла, собственники ждут чего-то. Инвестиций не делают. Интенсивность производства не повышают. Новые технологии не внедряют. Закупкам не управляют. Снабженцы неэффективных собственников живут на «откатах». Неужели все так плохо, что же делать? Во всех нормальных учебниках по экономике предлагается простая схема: - Разработка «Видения» или «Миссия» фирмы, - Оценка текущего состояния фирмы, - Разработка стратегии фирмы, - Разработка бизнес-процессов фирмы, - Решение тактических вопросов. Статистика такова: 80% из тех фирм, которые применяют эту схему успешно развиваются. Конечно же есть фирмы, руководители которых остро чувствуют изменения и поэтому быстро на них реагируют и развиваются тоже. Но это скорей исключение, а не правило. Большие организации нуждаются в системном подходе, а не в «чувственных» методах управления. Так что, простой перенос этих же принципов на страну и область дадут результаты. Во-первых, необходимо разобраться с «Миссией», дать ответы на простой вопрос «Куда же мы идем?». Что есть цель? Во-вторых, определение стратегических направлений деятельности: Это может быть как в Китае, который ориентирован на экспорт всего. Это может быть развитие малого бизнеса. Это может быть реформация машиностроительного комплекса или строительной отрасли, которые как локомотив потянут за собой развитие. В-третьих, вокруг определенных направлений необходимо концентрировать программы всех уровней, Государственные, территориальные, ведомственные по всем аспектам: миграция, демография, экономика, промышленность, малый бизнес и т.д. В четвертых, при этом надо понимать – лозунгами и призывами уже никого не заставить. Администрации регионов нужно напрягать это делать, а бизнес- стимулировать, т.е. создавать условия. Как же их создавать эти условия? Очень просто. Все помнят, какие направления быстро развивались. Сначала это были биржи, потом густо наросли всяческие мелкие банки, интенсивно развилась торговля, затем как грибы стали расти зубные поликлиники, аптечные сети, бурно развились строительные фирмы. Т.е. там, где норма прибыли хорошая, там идет развитие без всяческого вмешательства государства. Государство может выступить заказчиком какого-либо направления, стимулируя при этом интенсивный рост предпринимательства. Оно должно как заказчик сделать профессиональное техническое задание, что оно в результате должно получить. ИННОВАЦИИ при этом будут сопутствовать процессу. ИННОВАЦИИ просто так не появляются. Это результат деятельности, направленный на более эффективное достижение результата. История показала, что Русский человек может в условиях дефицита времени создать много чего ИННОВАЦИонного. Но инновациям важна точка их применения. ИННОВАЦИЯ без спроса - мертва. Стоит уделить отдельное внимание инфраструктурному строительству. В настоящее время НЕККОМЕРЧЕСКИЕ организации, которые должны способствовать росту предпринимательства работают как КОМЕРЧЕСКИЕ, т.е. сами зарабатывают деньги, чтобы прокормить себя и удовлетворить нормальные человеческие потребности своих сотрудников. Если ГОСУДАРСТВО хочет, реально хочет что-то развивать, они в первую очередь должно решить вопрос об инструментах роста. Если хочет роста малого инновационного предпринимательства – сформировать госзаказ на это. В Советское время спортсмены работали как любители, делая работу профессионалов. Главный принцип профессионала – за работу нужно платить. Т.е. если ты играешь в хоккей – то ты ХОККЕИСТ, а не майор Советской АРМИИ. Главное – если что-то делать – то уж делать профессионально. Иногда приводят статистику – вот количество малых предприятий растет. Но это вынужденный рост. Многие создают фирмы и затем их бросают – не получилось, рад фирм создается сразу специально что бы умереть, много чего создается от безысходности. Есть еще такое понятие предпринимательства – «мотивационное предпринимательство» и «предпринимательство». Мотивационные предприниматели – это те, кто по-другому просто жить не может, а ситуационное – те, кого жизнь заставила – вот и выращивают картошку или продают веники на дорогах. Они тоже предприниматели, но как только что-то изменится – они уйдут. Таким образом, можно что-то развивать, что-то делая конкретное, а не просто декларируя необходимость перемен. Говорим о росте «среднего класса» - нужно делать соответствующие усилия. Говорим о том, что хорошо бы сделать вот это дело – нужно соответственно финансировать. Иначе так и будет – на официальных конференциях – тусовка представителей «поддерживающих» бизнес, которые поддерживают с государством отношения в надежде все-таки получить когда-то госзаказ.
2003 - 2022 © НП "НПРС"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100