ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

30.06.2014 Российские промышленники предложили ввести в деловой и юридический обиход понятие корпоративно-частного партнерства.
Российские промышленники предложили ввести в деловой и юридический обиход понятие корпоративно-частного партнерства. В данном случае сторонами договора будут выступать не государство и бизнес, как при ГЧП, а крупные холдинги и малые предприниматели. Термин субконтрактация (кооперация крупного и малого производственного бизнеса) пришел в Россию 10 лет назад, но, к сожалению, до сих пор так и не стал повседневной практикой, констатировали участники XIV всероссийской конференции малых и средних предприятий, состоявшейся в Екатеринбурге по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ. Если в странах с развитой экономикой на долю малого инновационного и производственного бизнеса приходится до 50 процентов от реализации высокотехнологичной продукции, то у нас МСБ представлен преимущественно торговлей, общепитом и сферой услуг. На долю обрабатывающих предприятий, по данным ТПП РФ, приходится чуть более 9 процентов от 4,6 миллиона действующих субъектов предпринимательства.

- Государство прилагает все усилия для развития этого сектора, поддерживая МИПы, экспортеров, импортозамещение. С 2015 года обещаны налоговые каникулы - обнуление ставок для вновь зарегистрированных ИП в производственной и инновационной сферах, - подчеркивает президент ТПП РФ Сергей Катырин.

По мнению участников конференции, крупному бизнесу зачастую невыгодно работать с "малышами", которые не платят НДС, не всегда могут гарантировать стабильное качество продукции. С другой стороны, заказчики, пользуясь доминирующим положением на рынке, задерживают платежи, что не позволяет партнерам прогнозировать доходы и расходы, брать инвестиционные кредиты на модернизацию мощностей. Особенно ярко это проявляется в Уральском регионе, где металлургические гиганты сейчас находятся в непростой ситуации и пытаются нарастить денежную массу за счет поставщиков. Тем самым флагманы региональной экономики становятся тормозом для развития производственного малого бизнеса.

Но главная причина непопулярности субконтрактации, по мнению участников рынка, в отсутствии традиций сотрудничества между малым и крупным бизнесом.

- Многие заводы получили в наследство от советской экономики, по сути, натуральное хозяйство. Попытка вырвать из технологической цепочки какое-то звено и отдать на аутсорсинг вызывает у руководителей психологическое сопротивление, - рассуждает Валерий Платонов, председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию.

В Европе, утверждает эксперт, материально-техническое обеспечение промпредприятий выстроено принципиально иначе. Заказчик старается иметь не менее трех поставщиков на каждый вид комплектующих. Один из них является главным и обеспечивает до 70 процентов заказа. Второй - 20-25 процентов. Доля третьего мизерна, но тем не менее его поддерживают на плаву договором ради минимизации аутсорсинговых рисков. В России подобная структура сразу же вызовет подозрения, начнутся поиски скрытых мотивов: в чьих интересах действуют юрлица? Может, проще создать аффилированную компанию и передать заказ ей?

- К сожалению, часть директоров смотрит на малых предпринимателей пренебрежительно, считает их прохвостами. Перекосы имеют место, не будем скрывать, но не стоит через эту призму воспринимать всю кооперацию. Необходимо формировать культуру взаимодействия малого и крупного производственного бизнеса, - подчеркивает Валерий Платонов.

Одно из ключевых понятий субконтрактации - поиск компромисса. То же корпоративно-частное партнерство позволяет минимизировать риски участников и одновременно сформировать уверенность друг в друге. Подобный эксперимент, в частности, был проведен на Челябинском тракторном заводе, где одному из постоянных заказчиков отливок предложили установить формовочную линию "под себя". Предприятие предоставило для этих целей свободные площади и доступ к энергосетям.

Предприниматель на заемные средства приобрел дорогостоящее оборудование и смонтировал его. Согласно договору эксплуатировал линию завод, но 50 процентов продукции на этом участке выполнялось по заказам партнера, порядок ценообразования был согласован отдельно. Проект оказался настолько интересным, что потянул за собой ряд других.

Самый простой способ активизации кооперационных связей - проведение бирж в формате b2b, где заказчик лично встречается с поставщиками. В России с 2004 года организацией подобных мероприятий занимается НП "Национальное партнерство развития субконтрактации" в лице 25-ти региональных центров, в том числе среднеуральского (в 2014 году запланировано провести пять бирж. - Прим. ред.). Однако ни они, ни областная программа кооперации не дают должного эффекта, считают бизнесмены.

Источник: Российская газета
2003 - 2019 © НП "НПРС"
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100